Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок 18. Тема: Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Цели урока: Учебная:-сформировать представления о структуре семейного бюджета; -научить студентов практическим навыкам расчета бюджета семьи. Развивающая: -развивать творческие способности студентов, умение анализировать, синтезировать, сравнивать. Воспитательная: -развивать умение работать в группе; -вырабатывать навыки культурного общения. Задачи урока: -ознакомить учащихся с понятием «бюджет», «доход», «расход»; -ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи); -воспитывать рациональное отношение к семейному бюджету; -формировать социальную активность и самостоятельность. Тип урока: урок усвоения новых знаний Вид урока: Комбинированный. Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Учитель: Действительно, в центре мира экономики стоит человек, семья. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом. Основная потребительская единица в экономике - семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Тема сегодняшнего урока: «Семейный бюджет». Вопросы, которые мы с вами будем рассматривать не сложны для вашего понимания, но очень важны для каждого из вас. Мы познакомимся с семейным бюджетом, рассмотрим различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуемся составлять семейный бюджет. IV. Изучение нового материала. Повторив домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет «Экономика и бюджет семьи» Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. (слайд ) “Бюджет” — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь) Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи. Изучая функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход. Давайте посмотрим, что такое доход? (слайд ) “Доход” — это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь) Давайте подумаем: из чего складывается доход семьи? Ответы учащихся… Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства. (учащиеся пользуются рис.1) У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи. “Расходы” — затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь). Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства? В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Все расходы можно разделить на две группы: Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить. Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”. Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему? Зарисуйте виды баланса бюджета Д = Р – сбалансированный бюджет Д < Р - недостаточный бюджет ДЕФИЦИТ Д > Р – избыточный бюджет ПРОФИЦИТ Для этой семьи основными семейными доходами выступает заработная плата. Этот вид дохода так и называется оплатой труда. У семьи есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений. У нашей виртуальной семьи есть дача, на которой семья проводит лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. - Какой дополнительный доход получит семья осенью? (мнения ребят) Учитель: Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. Арендная плата - это плата за использование чужого имущества на основе договора. Кроме того, у отца есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому он считается его собственником. По акциям ему выплачивают дивиденды, это тоже считается доходом от собственности. Дивиденд - часть прибыли предприятия, организации распределенная между акционерами в зависимости от вида и числа акций. Бабушка все лето торгует зеленью на рынке, выращенной на своей даче. Вырученные ею деньги - это доход от предпринимательской деятельности. Предпринимательство - это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность в области производства или торговли, направленная на получение прибыли. Кроме всего этого бабушка получает пенсию, сын - стипендию, а родители на дочку получают детское пособие на ребенка. Эти доходы, которые семья N получает от государства, не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги, они не связанны с владением собственностью. Эти доходы называют социальными трансфертами. Трансферты - это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям людей (выплата пенсий, пособий, субсидий и т.п.). Не всегда мы получаем доходы в виде денег. - Какие не денежные доходы вам знакомы? (мнения ребят) - Как вы думаете, есть ли не денежный доход в нашей виртуальной семье? И какой? (мнения ребят)
-Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы. (мнения ребят) (Семейные доходы - это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.) V. Практикум . «Бюджет семьи» ( А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет своей семьи и сделать вывод, ответив на вопросы: 1. Какой состав семьи? 2. Все ли члены семьи приносят доходы? 3. Рационально ли члены семьи тратят деньги? 4. Какой тип бюджета в данной семье? 5. Что бы вы могли посоветовать данной семье? После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим. На основании данных рассуждений сделаем вывод что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально. Как происходит распределение доходов в вашей семье?
Расходы семьи
Расходы семьи в значительной степени характеризуют уровень жизни её членов. При оценке уровня жизни в качестве ориентира используется потребительская корзина. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Используется для расчета величины прожиточного минимума. Индивидуальный бюджет подростка
Сальдо=X-Y Хочется отметить, что подростковый бюджет отличается от семейного высоким процентом положительного сальдо. Так как больше половины подростков склонны к сбережению и копят на какую-либо важную для них, но дорогую вещь Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Установите соответствия между словами из двух столбцов: VI. Закрепление нового материала. Какими пословицами можно подвести итог урока? «Малое дело лучше большого безделья». «Что посеешь, то и пожнёшь». «Копейка рубль бережёт». VII. Домашнее задание. Выучить конспект урока. Создать презентацию на выбор: А) Как увеличить доход вашей семьи. Б) Как снизить расходы вашей семьи. | |||||||||||||||||||
Просмотров: 163 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |