Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок эклнлмики. 10 класс. Подготовка к практической работе

Урок 18. Тема: Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Цели урока:

Учебная:-сформировать представления о структуре семейного бюджета;

-научить студентов практическим навыкам расчета бюджета семьи.

Развивающая:

-развивать творческие способности студентов, умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

Воспитательная:

-развивать умение работать в группе;

-вырабатывать навыки культурного общения.

Задачи урока:

-ознакомить учащихся с понятием «бюджет», «доход», «расход»;

-ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи);

-воспитывать рациональное отношение к семейному бюджету;

-формировать социальную активность и самостоятельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений

  1. Что такое экономика?
  2. Назовите главные фигуры экономики, и как они взаимодействуют между собой?
  3. Назовите, что такое факторы производства. Перечислите их.
  4. Что такое факторные доходы и зависят ли они от факторов производства?
  5. Перечислите факторные доходы и дайте им определения.
  6. Какова главная экономическая проблема, которая определяет всю жизнь общества и находится в центре внимания экономической науки.
  7. При какой экономической системе есть право частной собственности?
  8. Может ли частная собственность приносить факторный доход?
  9. Кто является главным действующим лицом экономики?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: Действительно, в центре мира экономики стоит человек, семья. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.

Основная потребительская единица в экономике - семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Тема сегодняшнего урока: «Семейный бюджет». Вопросы, которые мы с вами будем рассматривать не сложны для вашего понимания, но очень важны для каждого из вас. Мы познакомимся с семейным бюджетом, рассмотрим различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуемся составлять семейный бюджет.

IV. Изучение нового материала.

Повторив домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет «Экономика и бюджет семьи»

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. (слайд )

Бюджет” — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь)

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Изучая функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.

Давайте посмотрим, что такое доход? (слайд )

Доход” — это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь)

Давайте подумаем: из чего складывается доход семьи? Ответы учащихся…

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства. (учащиеся пользуются рис.1)

У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи.

Расходы” — затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры).

Все расходы можно разделить на две группы:

Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

Представим бюджет в виде весов.

Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците.

Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.

Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?

Зарисуйте виды баланса бюджета

Д = Р – сбалансированный бюджет

Д < Р - недостаточный бюджет ДЕФИЦИТ

Д > Р – избыточный бюджет ПРОФИЦИТ

Для этой семьи основными семейными доходами выступает заработная плата. Этот вид дохода так и называется оплатой труда.

У семьи есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.

У нашей виртуальной семьи есть дача, на которой семья проводит лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи.

- Какой дополнительный доход получит семья осенью? (мнения ребят)

Учитель: Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности.

Арендная плата - это плата за использование чужого имущества на основе договора.

Кроме того, у отца есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому он считается его собственником. По акциям ему выплачивают дивиденды, это тоже считается доходом от собственности.

Дивиденд - часть прибыли предприятия, организации распределенная между акционерами в зависимости от вида и числа акций.

Бабушка все лето торгует зеленью на рынке, выращенной на своей даче. Вырученные ею деньги - это доход от предпринимательской деятельности.

Предпринимательство - это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность в области производства или торговли, направленная на получение прибыли.

Кроме всего этого бабушка получает пенсию, сын - стипендию, а родители на дочку получают детское пособие на ребенка. Эти доходы, которые семья N получает от государства, не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги, они не связанны с владением собственностью. Эти доходы называют социальными трансфертами.

Трансферты - это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям людей (выплата пенсий, пособий, субсидий и т.п.).

Не всегда мы получаем доходы в виде денег.

- Какие не денежные доходы вам знакомы? (мнения ребят)

- Как вы думаете, есть ли не денежный доход в нашей виртуальной семье? И какой? (мнения ребят)

  • Вот и в нашей виртуальной семье есть не денежные доходы. Например, выращенный картофель на своей даче и потребляя его, семья получают доход прямо в виде натурального блага - это называется натуральным доходом. Папа каждый год получает бесплатную путевку в детский лагерь для своей дочки - этот вид дохода называется - льготами. Льготы в нашем государстве вы можете встретить при покупке проездного билета для школьника или студента, по оплате коммунальных платежей, при покупке лекарств. Вот такие доходы получила наша воображаемая семья N.

-Попробуйте, сформулировать экономическое понятие, что такое семейные доходы. (мнения ребят)

(Семейные доходы - это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.)

V. Практикум . «Бюджет семьи» (

А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет своей семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

На основании данных рассуждений сделаем вывод что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально.

Как происходит распределение доходов в вашей семье?
Принимаете ли участие в этом распределении?

 

Расходы семьи

Виды расходов

Примерный состав

Обязательные платежи

Налоги, квартплата, страховка, по кредиту, образование

Текущие регулярные расходы

Стандартный для семьи набор продуктов питания, средства гигиены и бытовой химии, транспорт, связь

Текущие нерегулярные расходы

Одежда, обувь, досуг, семейные торжества

Крупные покупки

Мебель, крупная бытовая техника, отпуск

Непредвиденные расходы

Лекарства, штрафы, ремонт автомобиля или крупной бытовой техники.

Расходы семьи в значительной степени характеризуют уровень жизни её членов. При оценке уровня жизни в качестве ориентира используется потребительская корзина. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Используется для расчета величины прожиточного минимума.

Индивидуальный бюджет подростка

Доходы

Расходы

карманные деньги; деньги, подаренные родителями или родственниками на день рождения или по случаю какого-либо праздника; самостоятельно заработанные деньги на разовой, сезонной или регулярной посильной работе (подработке); другие источники, которые возможны, но менее распространены (банковский процент, стипендии и прочее)

посещение фастфудов; покупка сладостей; покупка одежды, обуви и аксессуаров; расходы на развлечения; транспорт; мобильный телефон и Интернет; хобби; подарки друзьям и родственникам и прочие.

ИТОГО: X

ИТОГО: Y

Сальдо=X-Y

Хочется отметить, что подростковый бюджет отличается от семейного высоким процентом положительного сальдо. Так как больше половины подростков склонны к сбережению и копят на какую-либо важную для них, но дорогую вещь

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Установите соответствия между словами из двух столбцов:

VI. Закрепление нового материала.

Какими пословицами можно подвести итог урока?

«Малое дело лучше большого безделья».

«Что посеешь, то и пожнёшь».

«Копейка рубль бережёт».

VII. Домашнее задание.

Выучить конспект урока.

Создать презентацию на выбор:

А) Как увеличить доход вашей семьи.

Б) Как снизить расходы вашей семьи.

Категория: Мои статьи | Добавил: Жемчужина (26.01.2020)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: