Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

План урока экономики 10 класса.

Урок 4 ТЕМА: Понятие о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки. Практическая работа № 1. «Построение графика производственных возможностей экономики

Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

-Научить строить производственные кривые;

-Научить анализировать точки на кривой, внутри и вне её;

-Систематизировать знания по теме «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»;

-Способствовать отработке навыков построения кривых возможностей.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

-продолжить формирование навыков групповой работы;

-развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

-развитие коммуникативных навыков;

-воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость;

-воспитание информационной культуры.

ТИП УРОКА - урок закрепления знаний

ВИД УРОКА - практическое занятие

ОБЕСПЕЧЕНИЕ - микрокалькуляторы, инструкционно-технологическая карта, презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

1. Что такое ограниченность ресурсов?

2. В чем заключается главная проблема экономики?

3. Почему общество должно делать выбор?

Великий индийский гуманист Махатма Ганди утверждал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

1) Какую общую экономическую проблему можно соотнести с высказыванием М. Ганди?

2) Объясните, почему «человеческая жадность» (ее можно трактовать как стремление человека как можно полнее удовлетворить свои материальные потребности) приводит к проблемам с использованием имеющихся ресурсов.

3) есть потребности, удовлетворение которых не предусматривает исчерпание ресурсов?

Словарь: Альтернати́ва (фр. alternative, от лат. alternatusдругой) — необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей[1].

Альтернативная стоимость (иногда экономическая стоимость) — наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта. Также имеет названия — альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки. При производстве может быть определено как количество другого товара, которым приходится жертвовать (уменьшать его производство) для увеличения производства данного товара.

Альтернативная стоимость может выражаться как натурально (в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в денежном эквиваленте этих альтернатив. Также альтернативную стоимость можно выразить в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования).

Альтернативная стоимость не является предметом бухгалтерского учёта, это показатель, на который можно ориентироваться при принятии решений.

· Кривая производственных возможностей показывает комбинации максимальных объемов получаемых благ. Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.

hello_html_m65559022.jpg

Классификация точек на КПВ

A - все ресурсы направлены для производства блага Y;

B - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;

C - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;

D - все ресурсы направлены для производства блага X;

F - не эффективное производство, не рациональное использование ресурсов. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены;

E - недосягаемая для данной экономической системы.
Пути достижения до точки E: 1) интенсивный путь развития (НТП, повышение производительности); 2) экстенсивный путь развития(вовлечение дополнительных ресурсов);

 

  1. Изучение нового материала - рассказ учителя

Классификация кривых производственных возможностей

hello_html_m8eb610d.jpg

нелинейная: выпуклая форма КПВ - закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину).

линейная: увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемости двух благ.

  • Построение кривой производственных возможностей
  • Закон возрастающих альтернативных издержек

Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.

Альтернативные (вмененные) издержки — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.

Альтернативные издержки - ценность лучшего из худших альтернативных способов имеющихся благ (ресурсов).

Движение от точки к точке на КПВ: B => C. Потребление блага X на dX, но теряем потребление

 

  1. Практическая работа № 11. Построение кривой производственных возможностей

Варианты построения кривой производственных возможностей.

На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию.

На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) .Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).

3.Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат

hello_html_5769f3ea.jpg

Находим максимальные значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).

Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0). Соединяем данные точки.

hello_html_m61a55369.jpg


 

  1. Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей?

Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова. Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.

Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1,2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если:

государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%;

Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц;

одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц.

Решения рассматривать отдельно друг от друга.

 

Задача 4. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 1. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.

 

  1. Презентация по данной теме.
  2. Домашнее задание: закончить оформление практической работы; по учебнику выучить текст на стр……………..

Внимание! Как построить кривую производственных возможностей - алгоритм

Кривая производственных возможностей - это обычная модель, с помощью которой можно отразить, от какого количества одного блага нам придется отказаться, чтобы получить некоторое количество другого блага. Так как же построить такую модель?

Как построить кривую производственных возможностей

 

1

  • Внимательно изучите условие задания. Оно может быть разным. Постарайтесь выяснить, что именно от вас требует автор задачи. В задании может требоваться просто нарисовать примерный график кривой производственных возможностей или построить точный график и по нему найти какие-либо значения в заданной точке. Во всех случаях необходимо сначала построить сам график.
  • График выполняют в декартовой плоскости. Это значит, на графике будет два луча - горизонтальный и вертикальный, выходящих из начала координат. Отметьте нулевую точку, обозначив ее буквой О. Из нее проведите два луча. На одном будет отмечаться количество одного блага, а на втором другого. На концах лучей подпишите, какое именно благо на нем будет отмечаться.
  • Выберите масштаб для чертежа. Намного проще чертить рисунок на клетчатой бумаге, так как каждые два квадратика - это один сантиметр. Для наглядности можно цифры написать ручкой красного цвета. Сам график лучше всего чертить простым карандашом, чтобы в случае ошибки можно было легко стереть и исправить. Теперь обратитесь к тексту задачи и найдите, в каком виде дана кривая производственных возможностей. Она может быть дана в виде линейного уравнения. Тогда необходимо начертить маленькую табличку, в которой внести все данные функции при заданном значении аргумента. После этого по данным таблице постройте график.

4

В задаче могут быть просто даны значения. Тогда нужно просто нанести их на график точками и построить график. Также можно сначала получить уравнение и по нему построить график.

Категория: Мои статьи | Добавил: Жемчужина (22.09.2019)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: