Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: Северная Америка. Открытие и исследование. и "Климат Северной Америки"

Урок 31. Тема: Южная Америка. Особенности географического положения. Исследование и освоение материка. Геологическое строение. Формирование рельефа Южной Америки. Полезные ископаемые.

Цель:- углубить и систематизировать знания об этапах открытия и освоение Южной Америки; -совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка, историю открытия и исследования;

-развивать познавательный интерес к изучению темы;

-сформировать систему знаний о геологическом строении, основные формы рельефа, полезные ископаемые Южной Америки; -способствовать пониманию закономерностей размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых;

-совершенствовать умение сравнивать рельеф Южной Америки с рельефом раньше

изученных материков, работать с тематическими картами атласа

Оборудование: физическая карта Южной Америки, портреты исследователей материка

(Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан и др.), учебники, атласы, шаблоны,

контурные карты.

Основные понятия: географическое положение, стране точки, экватор, тропик, нулевой

меридиан, протяженность материка, береговая линия, колонизация, конкистадоры,

экспедиция. геологическое строение, платформа, область складчатости, рельеф,

вулкан, землетрясение, низменность, плоскогорье, горы, полезные ископаемые.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний и умений

• Назовите материки, которые вы изучили на предыдущих занятиях.

• Что вам известно об открытии Америки?

• Вспомните, с именами каких путешественников связаны главные открытия Нового Мира.

• Вспомните типовой план характеристики материка. Для чего необходимо знать географическое положение материка?

1. Географическая разминка (работа в парах)

Ученики задают друг другу вопросы по карте.

2. Вопросы:

• В каких полушариях расположена Южная Америка?

• Как влияет географическое положение материка на его природу?

• Вспомните, какие силы принимают участие в формировании рельефа. Назовите характерные признаки рельефа Африки, Австралии.

• Укажите направление движения Южноамериканской литосферной плиты.

III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

С маленькой и засушливой Австралии мы переносимся через океан к Южной Америке. В Южной Америке протекает самая большая река мира и протянулся самый длинный горный цепь, раскинулась самая большая низменность и величайший массив вечнозеленых влажных лесов, природа которых еще до конца не изучена. Здесь действительно есть «затерянные миры», например, горный массив Ауян-Тепуи, где был открыт самый высокий в мире водопад, и массив Сьерра-Неблина, где эндемичные и реликтовые растения и животные составляют 98 %! Южного полущария. Америка — это материк древних индейских цивилизаций, это родина танго и карнавала, это бесконечные пляжи и современные города, это смешение рас и народов.

Мы начинаем исследование материка, как всегда, со знакомства: характеристики географического положения и истории его исследования и освоения. Опыт изучения предыдущих материков и план материка подсказывают вам, что следующими этапами исследования материка является изучение его геологической эпохи основных форм рельефа и полезных ископаемых. Все эти три вопроса, как правило, рассматриваются и анализируются в названной последовательности, потому что находятся в определенной связи. Как эти связи проявляются в Южной Америке? Которые особенности геологического строения, закономерности размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых на материке? Найти ответы на эти вопросы — цель этого урока.

IV. Изучение нового материала

1. Географическое положение

Определение географического положения материка по типовому плану и обозначения на шаблоне в тетрадях географических названий. Работа с картой Южная Америка является четвертым по площади материком мира. Вместе с Северной Америкой образует часть света под общим названием Америка.

В эпоху Великих географических открытий эти земли европейцы называли Новым Миром.

Материк расположен южнее экватора, поэтому большая часть территории расположена в Южном полушарии. Относительно нулевого меридиана материк полностью находится в Западном полушарии. Почти посередине его пересекает Южный тропик, поэтому большая часть континента находится в жарком тепловом поясе.

Крайние точки: северная — мыс Ґальянас (12° с. ш., 72° зап. д.), южного на мыс Фроуэрд (54° ю. ш., 71° зап. д.), западная — мыс Париньяс (5° ю. ш., 81° зап. д.), восточная — мыс Кабу-Бранку (7° ю. ш., 35° зап. д.).

Просторы Атлантического и Тихого океанов отделяют Южную Америку от Африки и Австралии, широкая пролив Дрейка от Антарктиды, а неширокий и длинный Панамский перешеек соединяет ее с Северной Америкой. В узкой и длинной части перешейка в начале ХХ века. был прорыт Панамский канал. По нему проходит условная граница между Северной и Полдневной Америкой. Берега Южной Америки изрезаны слабо. На севере расположено Карибское море. На восточном побережье много заливов в устьях рек. Наибольшая из них — залив Ла-Плата. Много островов только на юге — Чилийский архипелаг, Фолклендские (Мальдивские) острова, архипелаг Огненная Земля, отделённый от материка знаменитой Магеллановым проливом. До Южной Америки также относятся Ґалапаґоские острова, расположенные в Тихом океане вблизи экватора.

2. Исследования и освоения Южной Америки

Изучение и освоение материка началось в эпоху Великих географических открытий. Первым европейцем, который в 1498. побывал в Южной Америке, был Х. Колумб, а идею о существовании неизвестных европейцам земель выразил А. Веспуччи. Первые научные исследования на материке провел немецкий ученый А. Гумбольдт (1799-1804 гг.). Ч. Дарвин изучал органический мир материка (1831-1832 гг.). Ботаник М. Вавилов установил древние центры земледелия Южной Америки, происхождения некоторых культурных растений (1932-1933 гг.). Большинство географических открытий на материке связаны с колониальными захватами испанских и португальских завоевателей. Природа материка, особенно внутренние области бассейна реки Амазонки и Центральных Анд, и теперь недостаточно изучены.

3. Геологическое развитие материка

Южная Америка, так же как Африка, Австралия и Антарктида, была составной частью древнего материка Ґондвана. Активизация внутренних процессов Земли, которая началась около 180 млн лет назад, привела к отделению, дальнейшего дрейфа Южной Америки на запад и «раскрытие» Атлантического океана. В основе материка лежат две крупные тектонические структуры —древняя Южноамериканская платформа и пояс альпийской складчатости, который примыкает к ней с запада.

4. Формирование рельефа

Определение размещения основных форм рельефа Южной Америки и обозначение их на шаблонах в тетрадях (с помощью учителя).

По особенностям размещения основных форм рельефа Южную Америку условно можно разделить на горный запад и равнинный восток. Рельеф равнинной части сформировался на древней Южноамериканской платформе. На участках платформы, которые преимущественно опускались, сформировались низменности: Амазонская, Оринокская, Ла-плата. Они занимают около 45 % площади материка.

Приподнятым участкам платформы — щитам — соответствуют Бразильское и Гвианское плоскогорье.

  • область Анд — результат взаимодействия литосферных плит — Наска и Южноамериканской. Горы простираются вдоль всего западного побережья Южной Америки и представляют собой самую длинную (примерно 9000 км) горную систему земли. Высшая точка Анд и всего западного полушария — гора Аконкагуа (6960 м). Формирование Анд началось еще за герцинской складчатости, а основное горообразование связано с альпийской складчатостью. Горообразовательные процессы. Землетрясения. Вулканов около 70. Самый высокий действующий вулкан Земли — Льюльяльяко (6723 м).

Важную роль в формировании современного рельефа Анд сыграли оледенения. Водная эрозия. Выветривания.

5. Полезные ископаемые

Южная Америка богата на полезные ископаемые, их происхождение и размещение связано с тектоническими структурами, разнообразными внутренними и внешними процессами. Здесь имеются значительные запасы руд металлов, самородной серы, нефти.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа

• Какое положение занимает Южная Америка относительно экватора? В каких полушариях и географических поясах лежит материк?

• Какие мысы являются крайними точками материка?

• Какие океаны, моря, течения омывают берега Южной Америки?

• Какой материк — Африка или Южная Америка — имеет большую длину с севера на юг?

• Почему Америку называют «Новым Миром»? Как возникли названия «Америка», «Вест-Индия», «индейцы»? Которые путешественники и экспедиции изучали или осваивали Южную Америку?

2. Проблемный вопрос

Как вы считаете, необходимы ли в наше время научно-исследовательские экспедиции к Южной Америки?

3. Вопросы:

• Какая платформа лежит в основании материка Южная Америка? Какие типы равнин соответствуют этой платформе?

• Что стало причиной образования горной системы Анды на западе материка?

Какие процессы свидетельствуют о продолжении горообразовательных процессов в Андах?

• Что подобного и отличного в рельефе Африки, Австралии и Южной Америки?

• Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка?

• В чем заключаются причины сосредоточения богатейших месторождений цветных металлов в Андах? Есть общие признаки в составе и размещении полезных ископаемых Южной Америки и Африки? Чем они объясняются?

VI. Итог урока

VII . Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Выполнение практической работы 8 (продолжение). Обозначить на контурной карте объекты, характеризующие географическое положение Южной Америки.

• Осуществить воображаемое путешествие вдоль берегов Южной Америки. Составить описание береговой линии, сделать выводы о ее характере, попытаться объяснить причины формирования, сравнить с береговыми линиями Австралии и Африки.

Начало формы

Конец формы

 

 

сформировать систему знаний о геологическом строении, основные формы рельефа, полезные ископаемые Южной Америки; способствовать пониманию закономерностей размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых; совершенствовать умение сравнивать рельеф Южной Америки с рельефом раньше изученных материков, работать с тематическими картами атласа.

Категория: Мои статьи | Добавил: Жемчужина (25.02.2019)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: