Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок 53. Тема: Социальный комплекс. Структура социального комплекса. Научный и образовательный подкомплексы. Ведущие научные и образовательные центры России. Основные показатели науки и образования в Донецком крае. Здравоохранение, его роль в развитии хозяйства региона. Основные показатели региона. Цели урока: -познакомить с составом и географией научного комплекса России. -Показать значение научного комплекса в экономике России. -Сформировать понятие технополис. -Развивать умение работать с текстом, картой. Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс. Тип урока: комбинированный Ход урока
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся Формирование развитой, социально ориентированной экономики невозможно без роста благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности создают отрасли социальной сферы. К социальной сфере относятся отрасли, организации и предприятия, которые непосредственно облегчают быт каждого человека, дают возможность получить образование и медицинское обслуживание. К ним относятся: наука, культура, образование, торговля, жилищно- коммунальное хозяйство, общественное питание, здравоохранение, физическая культура и спорт, рекреационный комплекс, социальное обеспечение, пассажирский транспорт, связь. Без эффективной работы социальной инфраструктуры трудно представить жизнь современного человека. Значение социальной сферы заключается в том, что она значительно экономит расходы рабочего времени населения на удовлетворение личных потребностей IV. Изучение нового материала. Мы живем в век НТР , когда значение научных знаний резко возрастает. -Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году? В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира. -Назовите проблемы научного комплекса 1.Сокращение числа научных организаций 2.слабое финансирование 3.сокращение численности работающих в науке 4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж -Перечислите состав научного комплекса 1.академческий сектор 2.сектор вузовского образования 3.предпринимательский сектор 4.отраслевой сектор 5.заводской сектор -По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год. Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников. -Какова география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях -Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях? -Перечислите крупнейшие центры науки и образования России. -Это объясняется множество причин. 1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах 2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок 3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются Москва, Санкт-Петербург. Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно. Технополисы Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? -Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения) Вывод: технополис – это соединение науки ( и оборонной) с наукоемкими предприятиями. V.Закрепление 1.Назовите секторы научного комплекса? 2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской) 3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики? 4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная) 5.Что такое технополис? VI.Домашнее задание: параграф 27. Подготовить реферат на тему: 1) «Комплекс «Наука - образование - инновации». 2) Что такое «Технополис» и его роль в развитии современного производства?
Урок 54. Тема: Жилищно-коммунальное хозяйство региона. Основные показатели его развития. Развитие коммуникаций и связи в регионе. Их значение для развития хозяйственного комплекса. Рекреационное хозяйство, его география. Связь организаций Донецкого края и России. Проблемы и перспективы развития социальной сферы, её влияние на развитие экологии Донецкого края. Практическая работа № 10. «Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкого края». Социальная сфера. Отрасли. Проблемы и перспективы. Цель: -сформировать понятие «социальная сфера» и выделить её основные составляющие Ожидаемые результаты: ученик называет составляющие социальной сферы; характеризует уровень развития отдельных отраслей и их проблемы; сравнивает уровень развития социальной сферы в нашем крае и других странах; оценивает влияние социальной сферы на эффективность национальной экономики и удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник географии, атлас, схема «Социальная сфера». Опорные понятия: социальная сфера, сфера услуг, товары народного потребления, уровень жизни населения, потребительский рынок. ХОД УРОКА
II. Актуализация опорных знаний - Какие виды товаров народного потребления производит легкая промышленность? машиностроение? - Какие услуги оказывают учреждения здравоохранения? - Какие учреждения культуры вы знаете? - Для чего нужны жилищно-коммунальные службы? III. Мотивация учебной деятельности Формирование развитой, социально ориентированной экономики предполагает существование системы мероприятий, способствующих росту благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности человека, в том числе трудовой, бытовой, духовной, создают отрасли социальной сферы. IV. Изучение нового материала 1. Отрасли социальной сферы, их значение Две группы: первая - обеспечение физических и интеллектуальных потребностей людей, духовное обогащение личности, вторая - обеспечение физиологических потребностей людей, а также материальные и бытовые условия их жизни. Составление схемы состава социальной сферы В экономическом плане отрасли социальной сферы необходимые для воспроизводства рабочей силы. Их социальное значение определяется необходимостью всестороннего и гармоничного развития личности. 2. Цели социальной политики в отношении отдельных отраслей социальной сферы
3. Проблемы развития социальной сферы V. Закрепление материала - Какие отрасли входят в состав социальной сферы? Приведите примеры отраслей, удовлетворяющих физические и интеллектуальные потребности людей. - Почему уровень развития большинства отраслей социальной сферы отстает от требований общества? С чем связаны различия в обеспечении товарами широкого потребления и услугами различных слоев населения? - Докажите, что инвестиции в социальную сферу способствуют экономическому росту страны. - В последнее время распространяется предоставления финансовых услуг. Какие виды этих услуг вы знаете? Какие заведения предоставляют? VI. Домашнее задание Подготовить сообщения опережающего характера: составить туристический маршрут по достопримечательностям нашего края. | |||||||||||
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |