Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка урока географии 9 класс на тему: Социальный комплекс"

Урок 53. Тема: Социальный комплекс. Структура социального комплекса. Научный и образовательный подкомплексы. Ведущие научные и образовательные центры России. Основные показатели науки и образования в Донецком крае. Здравоохранение, его роль в развитии хозяйства региона. Основные показатели региона.

Цели урока: -познакомить с составом и географией научного комплекса России.

-Показать значение научного комплекса в экономике России.

-Сформировать понятие технополис.

-Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
  1. Что такое межотраслевые комплексы? (Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию)
  2. Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса . (Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный).
  3. Перечисляют хозяйственные функции транспорта.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Формирование развитой, социально ориентированной экономики невозможно без роста благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности создают отрасли социальной сферы. К социальной сфере относятся отрасли, организации и предприятия, которые непосредственно облегчают быт каждого человека, дают возможность получить образование и медицинское обслуживание. К ним относятся: наука, культура, образование, торговля, жилищно- коммунальное хозяйство, общественное питание, здравоохранение, физическая культура и спорт, рекреационный комплекс, социальное обеспечение, пассажирский транспорт, связь. Без эффективной работы социальной инфраструктуры трудно представить жизнь современного человека. Значение социальной сферы заключается в том, что она значительно экономит расходы рабочего времени населения на удовлетворение личных потребностей

IV. Изучение нового материала.

Мы живем в век НТР , когда значение научных знаний резко возрастает.

-Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

-Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

-Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

-По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

-Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

-Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

-Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

-Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются Москва, Санкт-Петербург.

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

-Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки ( и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

V.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

VI.Домашнее задание: параграф 27.

Подготовить реферат на тему: 1) «Комплекс «Наука - образование - инновации».

2) Что такое «Технополис» и его роль в развитии современного производства?

 

 

 

Урок 54. Тема: Жилищно-коммунальное хозяйство региона. Основные показатели его развития. Развитие коммуникаций и связи в регионе. Их значение для развития хозяйственного комплекса.

Рекреационное хозяйство, его география.

Связь организаций Донецкого края и России.

Проблемы и перспективы развития социальной сферы, её влияние на развитие экологии Донецкого края.

Практическая работа № 10. «Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкого края».

Социальная сфера. Отрасли. Проблемы и перспективы.

Цель: -сформировать понятие «социальная сфера» и выделить её основные составляющие

Ожидаемые результаты: ученик называет составляющие социальной сферы; характеризует уровень развития отдельных отраслей и их проблемы; сравнивает уровень развития социальной сферы в нашем крае и других странах; оценивает влияние социальной сферы на эффективность национальной экономики и удовлетворение духовных и социальных потребностей населения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник географии, атлас, схема «Социальная сфера».

Опорные понятия: социальная сфера, сфера услуг, товары народного потребления, уровень жизни населения, потребительский рынок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

- Какие виды товаров народного потребления производит легкая промышленность? машиностроение?

- Какие услуги оказывают учреждения здравоохранения?

- Какие учреждения культуры вы знаете?

- Для чего нужны жилищно-коммунальные службы?

III. Мотивация учебной деятельности

Формирование развитой, социально ориентированной экономики предполагает существование системы мероприятий, способствующих росту благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности человека, в том числе трудовой, бытовой, духовной, создают отрасли социальной сферы.

IV. Изучение нового материала

1. Отрасли социальной сферы, их значение

Две группы: первая - обеспечение физических и интеллектуальных потребностей людей, духовное обогащение личности, вторая - обеспечение физиологических потребностей людей, а также материальные и бытовые условия их жизни.

Составление схемы состава социальной сферы

В экономическом плане отрасли социальной сферы необходимые для воспроизводства рабочей силы. Их социальное значение определяется необходимостью всестороннего и гармоничного развития личности.

2. Цели социальной политики в отношении отдельных отраслей социальной сферы

 

Отрасль социальной сферы

Цели социальной политики

Охрана здоровья

Укрепление здоровья людей, увеличение долголетия. Удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, оказании лечебно-профилактической помощи. Выполнение мероприятий по внедрению медицинских стандартов, преодоление социальных диспропорций в оказании медицинской помощи.

Обеспечение защиты людей, пораженных радиацией, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДОМ. Повышение уровня медицинского контроля условий труда и быта людей

Образование

Развитие и саморазвитие личности, связанные с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Создание системы непрерывного обучения, формирование личной мотивации к совершенствованию знаний. Возрождение традиций украинской национальной школы

Культура и искусство

Создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранения и использования культурных ценностей, эстетическое воспитание людей, организация специального образования, отдыха и досуга граждан

Жилищно-коммунальное хозяйство

Обеспечения нормальной деятельности систем жизнеобеспечения жилых домов и предприятий коммунальной собственности.

Реконструкция и обновление жилья, его материально-техническое обеспечение. Повышение качества коммунальных услуг

3. Проблемы развития социальной сферы

V. Закрепление материала

- Какие отрасли входят в состав социальной сферы? Приведите примеры отраслей, удовлетворяющих физические и интеллектуальные потребности людей.

- Почему уровень развития большинства отраслей социальной сферы отстает от требований общества? С чем связаны различия в обеспечении товарами широкого потребления и услугами различных слоев населения?

- Докажите, что инвестиции в социальную сферу способствуют экономическому росту страны.

- В последнее время распространяется предоставления финансовых услуг. Какие виды этих услуг вы знаете? Какие заведения предоставляют?

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщения опережающего характера: составить туристический маршрут по достопримечательностям нашего края.

Категория: Мои статьи | Добавил: Жемчужина (29.03.2019)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: