Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

11 класс. Конспект урока по географии - "Япония"

Урок 11. Тема: Япония. Общая экономико-географическая характеристика страны.
 Цель: 
Образовательная: -сформировать представление о основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.
-Формировать представления о роли и месте Японии в мировой экономике, о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности современной Японии.
-Расширять географические знания и кругозор по теме «Япония».
Развивающая: -развить творческие способности учащихся, и закрепить навыки самостоятельной работы.
-Знакомство с «японской моделью» развития экономики.
Воспитательная: -способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к духовной культуре японского народа.
-Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты,  духовной культуры японского народа.
-Определить  вклад Японии в мировую культуру.
Оборудование: Презентация, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.
Тип урока: урок изучения нового материала.
                                                          Ход урока

О, вот она – чудесная страна
Заветный край мой – Акицусима!
Как крылья стрекозы, простёрты острова,
Страна Ямато – вот она!
Мацуо Басё

I.    Организационный момент
II.    Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1.Какие важные исторические  и политические процессы характеризуют современную Европу?
2.Уровень миграционных потоков в странах Европы. Чем он отличается от миграции XIX-  XX вв.?
3.Каков уровень развития экономики стран Зарубежной Европы в настоящее время? Почему, несмотря на невысокую обеспеченность региона минеральными ресурсами, страны Западной Европы имеют высокий экономический уровень развития?
4..Почему Западная Европа является одним из центров мирового хозяйства? Подтвердите ртвет примерами.
У вас на столах лежат карточки . Подумайте, пожалуйста, и напишите:1 существительное
1 прилагательное
1 глагол
1 предложение, которое у вас ассоциируется со словом Япония.
Вывесить  слова на доску
– Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти слова символами Японии. Так что же сегодня на уроке мы сможем рассмотреть.
(Хризантему издавна используют члены императорского рода в качестве камонов – своеобразных гербов, эти растения разводят повсеместно, им посвящен народный праздник, проводимый ежегодно в форме фестиваля).
    III. Мотивация познавательной деятельности учащихся
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, древнее название которой – Ямато, местные жители называют ее Нихон, то есть «Страна восходящего солнца». Это удивительная страна не похожая на другие, здесь пальто подает женщина, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным.
Эта страна – Япония. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине. Герб – круглая хризантема – национальный цветок Японии.
Япония - наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от  острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды. Давайте составим визитную карточку нашего соседа.
«Визитную карточку Японии» составила ученица:  Закарян И. и др.
«Япония – одно из самых развитых государств мира с тысячелетней историей, самобытной культурой и традициями. Это страна контрастов: возделывающей рис сельской глубинки и многомиллионного Токио, буддистских монахов и одержимых модой тинейджеров, торжественных религиозных ритуалов и шума игорных залов патинко, изысканной храмовой архитектуры и многоэтажных бетонных коробок. Япония расположена в Восточной Азии, на 6852 островах. Самые крупные: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, составляющие 97% всей территории. Японский архипелаг берет свое начало от Охотского моря на севере и простирается далеко на юг до Восточно-Китайского моря и острова Тайвань. Несмотря на сравнительно небольшую площадь – 377 944 км², страна густо населена. По данным 2018 года, здесь проживает 126 225 000 человек. По этому показателю маленькая Япония уступает огромной России всего на 17,2 млн человек.
Неофициальное название Японии, часто встречающееся в прессе – Страна восходящего солнца. Сами японцы широко используют в обиходе название «Нихон», которое переводится как «родина Солнца». Дневное светило лишь однажды, в далеком 1945 году, померкло над Хиросимой и Нагасаки – двумя городами, ставшими мишенями для американских атомных бомб, унесших тысячи жизней. Таким образом, Япония сегодня – единственное государство на планете, против которого применено ядерное оружие. Пережив эту страшную трагедию, она всё же смогла воспрянуть, построив с годами сильную экономику. По уровню жизни, согласно индексу человеческого развития (ИЧР), Япония занимает 10-е место, опережая Канаду, Республику Корея и Гонконг и уступая Швейцарии, Швеции и Ирландии.
В Японии трепетно относятся к исторической преемственности, что подтверждает и наличие института монархии как символа единства народа. Только в этой стране и нигде больше монарха называют императором, и должность эта появилась очень давно, еще в 660 году до н. э. Несмотря на внешний консерватизм и следование традициям, японцы современны и делают огромные успехи в области высоких технологий, робототехники и биомедицины. На науку правительство затрачивает баснословные средства – 130 млрд долларов США в год. Более 700 тыс. ученых задействовано в различных исследованиях. Среди них 13 лауреатов Нобелевской премии, три обладателя Филдсовской премии и один получивший премию Гаусса.
Удивительно, но при таком научно-техническом прогрессе и высоком уровне урбанизации японцы умудряются сохранять окружающую природную среду. Не говоря уже о богатом наследии старины: замки, дворцы, памятники, храмы дошли до наших дней практически в первозданном виде. Миллионы туристов каждый год ступают на эту древнюю землю, не переставая интересоваться историей Японии, подчас трагической, и восхищаться местными достопримечательностями.
В чем же секрет успеха островного государства, расположенного, к тому же, в сейсмоопасной зоне? Каждый иностранец по-своему отвечает на этот вопрос. Одни основу процветания видят в особенностях местного менталитета, другие – в эффективной системе управления, третьи – в фактическом отсутствии расходов на военные цели. Интересно, какую разгадку этого феномена найдете для себя вы, когда побываете в Японии и поближе познакомитесь с этой своеобразной страной?»
•    Работа с учебником: составить визитную карточку Японии..
У вас на столах лежат карточки . Подумайте, пожалуйста, и напишите:
•    1 существительное
1 прилагательное
1 глагол
1 предложение, которое у вас ассоциируется со словом Япония.
•    Вывесить  слова на доску
•    – Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти слова символами Японии. Так что же сегодня на уроке мы сможем рассмотреть.
•    Сегодня на уроке следует решить одну из непростых проблем. 
Учитель ;Из уроков истории вы знате, что любая страна может переживать, как процессы небывалого экономического подъёма, так и стремительного упадка. Япония, в данном случае, является прекрасным примером того, как страна способна совершить прорыв в экономике, достигнув невероятных высот. Сегодня мы рассмотрим  такое понятие как «японское экономическое чудо» и кратко определим , как Страна восходящего солнца сумела за двадцать с лишним лет стать лидером по уровню экономических показателей и жизни населения.
IV.Изучение нового материала
Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, Япония – развитое или развивающееся государство?
Ответ: экономически развитое государство.
Вопрос: По вашему мнению, какие факторы способствуют экономическому росту любой страны?
Ответ: географическое положение, природные ресурсы…
И так, давайте с вами вмести разберемся, какие факторы наиболее всего повлияли на развитие Японии. И начнем, мы с географического положения.
1. Географическое положение.
(работа с контурными картами в опорном конспекте)
По размерам территории 372 тыс. кв. км. Японию можно сравнить с такими странами Европы, как ФРГ или Норвегия. Однако по своей конфигурации Япония очень отличается от большинства стран мира, поскольку представляет собой государство – архипелаг.
В его составе около 4000 островов, если учитывать и большие острова и совсем маленькие. Однако ядро страны образуют четыре самых больших острова. Найдите их в карте и подпишите в контурных картах. (Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо).
Определите, какой остров самый большой по площади? – о. Хонсю
Определите, какой остров самый северный? – о. Хоккайдо
Определите, какой остров самый маленький? – о. Сикоку
Определите, какой остров самый южный? – о. Кюсю.
Кроме того Японии принадлежат включающий в себя более  200 островов архипелаг Рюкю, а также отдельные более отдаленные острова в Тихом океане. Два архипелага – Японский и Рюкю – вместе образуют островную дугу, которая протягивается вдоль северо-восточного побережья Азии примерно на 3,5 тыс. км. От материка она отделена Охотским, Японским и Восточно-Китайским морями. Япония имеет только морские границы, так как ее берега чрезвычайно изрезаны, общая длина береговой линии достигает 30 тыс. км. Столица Японии город Токио, «Токио»  в переводе с японского означает «восточная столица», расположен на о. Хонсю. Столицей он стал в 1869 году.
Определите положение Японии по отношению к соседним странам.  
Имеет  морские границы с Россией, КНДР, Республикой Кореей, Китаем.
Давайте разберемся с благоприятными и неблагоприятными факторами экономико-географического положения (посоветуйтесь в группах) – 1 минута
Благоприятные:
1.    выход к морям и океанам;
2.    центр Азиатско-Тихоокеанского региона
Неблагоприятные:
1.    изолированность (островное государство);
2.    удаленность от рынков сырья и сбыта.
Следует отметить, что особенность ЭГП Японии определяется, прежде всего тем, что острова  на которых она расположена находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое положение открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда.
Но Япония также удалена от главных районов сбыта продукции, за исключением стран с которыми она имеет соседское положение.
Итак, можем ли мы однозначно сказать, что ЭГП Японии выгодно или невыгодное?
Вывод: Подводя итог характеристики ЭГП Японии однозначно ответить на этот вопрос нельзя. С одной стороны Япония островное государство в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, а с другой стороны Япония отделена от центров мирового хозяйства – Европы и Северной Америки.
Давайте перейдем ко второму фактору, обеспеченность страны природными ресурсами.
2. Природные ресурсы и их использование.
Проанализируйте таблицу и дайте общую характеристику обеспеченности Японии минеральными  ресурсами.
Страна    Запасы
    Нефть    Газ    Уголь    Железная руда
Япония    200 мл. т.    30 млр. м.    8,7 млр. т.    0,2 млр. т.
России    20 млрд. т.    48,1 трлн. м.    202 млр. т.    25 млр. т.
США    3,7 млрд. т.    4,7 трлн. м.    445 млр. т.    7 млр. т.
Китай    3,3 млрд. т.    2,1 трлн. м.    296 млр. т.    25 млр. т.
Вывод: Оцените природные условия и природные ресурсы Японии.
Ответ: Япония имеет незначительные запасы минеральных ресурсов, кроме железных руд имеются также незначительные запасы марганцевых, медных и свинцовых руд.
Из-за бедности минеральных ресурсов в Японии особое значение приобретают другие природные ресурсы. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые реки Японии – источник гидроэнергии и воды для орошения.
3. Население - из текста учебника выбрать самые ключевые моменты населения страны.
Япония – конституционная монархия. Империи это практически единственная империя в мире. До принятия конституции в 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – Акихито – символ государства и единства нации. По государственному строю Япония – унитарное государство, состоящее и 46 префектур и губернаторства Хоккайдо.
Население Японии составляет 127 млн. ч. – это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и России.
Средняя плотность населения – 336 ч.кв. км. Но фактически плотность населения выше, почти все население страны сосредоточенно на приморских низменностях и в долинах рек. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города – миллионеры.
Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго типа воспроизводства населения к первому. Причем эта «демографическая революция» произошла в очень короткие сроки. Демографическая политика привела к снижению числа родившихся детей а показатели средней продолжительности жизни стали самыми высокими в мире женщины – 82 года, мужчины – 76. Давайте разберемся в данном явлении.
У каждой группы на столе есть научный текст. Вам необходимо за 3 минуты выделить основные аспекты. 1 группа – меры предпринятые государством в рамках демографической политики; 2 группа – причины высоких показателей продолжительности жизни японцев.
1 группа – меры:
1. Повышения возраста вступления в брак (мужчины – 28 лет, женщины – 26 лет)
2. «Мода» на безбрачье
3. Растущие затраты на воспитание и обучение ребенка
4. Дороговизна свадебных церемоний
2 группа – факторы:
1. Малое потребление алкогольных напитков;
2. Развитое здравоохранение;
3. Все продукты в магазине только свежие;
4. Отношение к жизни;
5. Доброжелательность друг к другу;
6. Привычка ходить;
7. Гигиена
Япония – типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.
Японцы  верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – Буддизм. Японская система верования – Синтоизм – преимущественно обслуживает  основные религиозно-бытовые обряды и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проводят в синтоистских храмах. Буддизм напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.
 Японская культура имеет весьма специфические черты, как вы думаете почему культура Японии такая самобытная и неповторимая?
1.    однородность национального состава;
2.     естественная изолированность страны.
Причины стоит искать в истории. Дело в том, что Япония вплоть до ХХ века была как бы спрятана от глаз европейцев. Японию – страну гор и морей никому долго не удавалось завоевать. В отличии от многих стран Восточной Европы и Азии она не была завоевана ордами Чингисхана. В 1274-1281 гг. монгольский военачальник Фибилай дважды посылал к берегам Японии большой флот, однако дважды его корабли были разбиты бурей. С ХII в. в Японии правили – сегуны – которые запрещали своим подданным путешествовать, иностранцы также не допускались в Японию. И лишь в ХVI в. в Японии появились европейцы.
Таким образом, Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Следует отметить, что экономически активное население городов, составляющее  примерно 50%, имеет высокий уровень образования, высокую квалификационную подготовку, для овладения современной техникой и технологиями, а также обладает трудолюбием, приучены к строгой дисциплине. Рабочей силы, обладающей такими качествами, нет ни в США, ни в западноевропейских странах. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, чайная церемония, икебана, бонсай.
Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет  особую роль в достижении экономических высот.
•    Самостоятельная работа - работа с текстом учебника и картами атласа:
– Давайте рассмотрим, какие же отрасли хозяйства развиты в Японии. Перед вами экономическая карта Японии. Как вы думаете, какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации?
(Машиностроение и металлообработка; Электротехника; Судостроение; Автомобилестроение;
Черная металлургия; Химическая промышленность; Нефтепереработка; Пищевая
промышленность; Лёгкая промышленность; Лесная и деревообрабатывающая промышленность).
– Назовите центры промышленного производства страны?
(Токио; Осака; Иокогама; Нагасаки; Нагоя, Китакюсю; Саппоро; Фукуока.)
– Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите. 
Ответ учащихся: Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и  является более экологически чистой территорией
Учитель: Многие аналитики сходятся на том, что ни одна страна мира не смогла настолько быстро скинуть оковы милитаризма и добиться статуса международной значимости, как это сделала Япония. Удивительно, что страна с отстававшей экономикой и устаревшей системой хозяйствования сумела стать примером для всего мира.
Географическое положение Японии и отсутствие природных ресурсов воспитало в японцах милитаристский характер, и они пытались компенсировать нехватку территорий захватом новых азиатских земель. Именно так жила Япония в начале 20 века, но всё изменилось после Второй Мировой войны. 2 сентября 1945 года Япония объявляет о капитуляции, её экономика разрушена, а ущерб от боевых действий составил 1,3 трлн йен.
Американский опыт ведения экономики всегда вызывал немалый интерес у японцев, и когда США вышли одним из победителей кровопролитного конфликта, Япония взяла на вооружение опыт былого противника. На смену воинственности пришло трудолюбие и созерцание, так начался успешный процесс восстановления японской экономики.
В 1947 году была принята новая Конституция, согласно которой, был взят курс на пацифизм и либерализм. Начиная с 1946 и по 1949 год проводилась земельная реформа, в результате чего упразднили крупное землевладение, и крестьяне теперь были не арендаторами, а владельцами земельных наделов. Американский экономист Джозеф Додж предложил план по реанимированию экономики Японии, получивший название «шоковая терапия».
Инфляцию пытались побороть высокими подоходными налогами, правительство оказывало активную поддержку банков, а не промышленников. На несколько лет японцы туго затянули пояса, прошла череда массовых увольнений, заморозка выплат на рабочих местах. Курс йены к доллару в конце 40-х годов 20 века составлял 360 к 1. Реформирование привело к тому, что с Японией снова начали торговать различные страны мира, был принят бездефицитный госбюджет и национальная валюта постепенна оправилась от инфляции. Наступили «золотые шестидесятые».
 
•    Каковы же причины  прорыва?
К апрелю 1952 года экономика Японии претерпела ряд преобразований и практически вышла на довоенный уровень. Сегодня феномен поразительного скачка в экономике Страна восходящего солнца принято называть «японское экономическое чудо». Страна переживала невероятный экономический подъём с 1950 по 1973 год.
Удивительно, но Япония в данный промежуток времени переживала рост экономики ежегодно на 10%. Подобными показателями не могла похвастаться ни одна страна в мире, и в истории Японии расцвет экономики приходится на «золотые шестидесятые», когда уровень жизни населения был одним из лучших на планете.
•    Какие факторы сыграли ключевую роль в процессе роста экономики?
    Низкие налоги, позволяющие бизнесу развиваться во всех отраслях;
    Внедрение новейших технологий и методик, заимствованных у зарубежных коллег;
    Постоянная защита работников на предприятиях, благодаря деятельности профсоюзов;
    Земельная реформа 1947 года, в ходе которой крестьяне стали собственниками земли;
    Регулирование валюты внутри государства;
    Ужесточённый контроль качества производимой продукции.
    Совокупность данных факторов стимулировала технологический прорыв Японии, и обеспечило партнёрские отношения между правительством и предпринимателями.
    Появлялись новые рабочие места, уровень заработной платы ежегодно повышался, а за права работающего населения Японии активно боролись профсоюзы.
 
•    Учитель: Что происходит с экономикой Японии  в конце XX века? - Снижение темпов роста экономики
Японцы считали, что период «экономического чуда» продлится долгие годы и страна будет процветать, но уже в 90-х гг прошлого века события развернулись не в пользу Японии. Сегодня темпы развития японской экономики считаются ниже, чем среднемировые, а госдолг в два раза превысил объёмы ВВП.
Снижение роста экономики постепенно начало происходить в начале 70-х гг. Тогда нефть, один из главных импортируемых Японией товаров, значительно выросла в цене. Кроме того, в 1971 году произошла девальвация доллара, США ввели налог на ввоз товаров из Японии.
В совокупности данные факторы существенно ослабили экономику и поспособствовали сворачиванию периода «японского экономического чуда». Спад экономической активности пришёлся на 1980 год, когда наблюдался процесс дефляции.

На сегодняшний день Япония переживает экономический кризис. С начала 2012 года, премьер-министр Японии Синдзо Абэ внедрил ряд реформ, направленных на выход страны из кризиса. Политика премьера получила название «абэномика».
Японцы с гордостью вспоминают период «экономического чуда» и верят, что скоро снова смогут претендовать на звание страны с лучшими экономическими показателями

V. Рефлексия 
9 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба. В память об этой трагедии здесь сохранено разрушенное здание и стоит памятник с надписью «Пусть в мире мир царит». С принятием конституции в 1947 году, в ней было прописано………………. Живет в Японии легенда о  девочки Садако, умиравшей в больнице от лейкемии. Ей приснилось, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то обязательно поправится. Но не успела… с тех пор принято каждому гостю, входящему в дом дарить бумажного журавлика. По приданию эта птица обладает бессмертием, она как истинный мудрец, презирает суетные блага, и приносит людям счастье. И мне очень хотелось бы, чтобы мои журавлики принесли вам счастье. (все учащиеся получают по бумажному журавлику выполненному в технике оригами).
И в завершение нашего урока я предлагаю вам, составит Хокку, это традиционный японское трехстишье, которое составляется по специальной схеме.
А темой хокку выступит наш урок.
1. Я был кем-то или чем-то
     Я видел кого-то или что-то    Я был спасителем
2. Место и действие
    (где и что делал)    В темном лесу
3. Определение (как?)    Мужественно приносил себя в жертву
Домашнее задание.
1. С.241-249 учебника
2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо).
3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: knyazeva.anzheli@mail.ru


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Жемчужина (14.05.2021)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: